РЕЦЕНЗИЯ №2
Сюжет: Джимми Смит по кличке Кролик (Эминем) ненавидит и свой город Детройт, и трейлер, в котором ему приходится жить вместе с матерью (Бэсингер), а также на дух не переносит ее ухажера (Майкл Шеннон). Единственная отдушина для него – рэп, читать который Кролик умеет намного лучше своих чернокожих соседей. В том, что у Джимми настоящий талант, никто из его друзей не сомневается, но в черном квартале, где царит нищета, грязь и смерть, трудно доказать, что ты на что-то способен. Оценить этот фильм в полной мере смогут лишь самые преданные поклонники рэпа, которые, так же как Джимми и сам Эминем, исполняющий главную роль, не могут представить свою жизнь без сухого рваного ритма и отрывистых рифм. В своем роде «Пурпурный дождь» нового тысячелетия, «8 миля» снималась с прицелом на фанатов этого направления в музыке и самого Эминема, и для них картина может войти в число самых любимых. Но даже с учетом того, что сценарные ходы предсказуемы и вторичны (особенно много таких сюжетов в фильмах на спортивную тематику), «8 миля» достойна того, чтобы рекомендовать ее и тем, кого творчество Эминема оставляет равнодушным.
Что хочется отметить в первую очередь – это то, как метко режиссеру удалось передать сам дух и тяжелую, угрюмую атмосферу детройтского гетто. Почти все действие фильма разворачивается либо ночью, либо внутри тесных комнатушек, из-за чего создается ощущение, что солнце будто специально обходит этих людей стороной. А они отвечают ему тем же: улыбка на лице Джимми так же редка, как снегопад в дельте Амазонки, а протянутые к нему руки он кусает с озлобленностью загнанного зверя, будь то занесенный для удара кулак или рука помощи.
С первой же сцены, в которой Джимми, выйдя на сцену переполненного неграми клуба, не может выдавить из себя ни единого слова в микрофон, мы уже прекрасно знаем, к чему все идет и чем все закончится. Но Куртис Хенсон – талантливый режиссер, умеющий работать с актерами и делать персонажей своих картин объемными и неоднозначными, поэтому фильм ни на секунду не становится скучным и не кажется вымученным. Разнообразия вносит и тот факт, что политкорректность на этот раз развернулась на сто восемьдесят градусов – Джимми в буквальном смысле «белая ворона», и основное препятствие, которое ему предстоит преодолеть, заключается в предубеждении окружающих против рэппера с иным цветом кожи.
Западные критики в один голос расхвалили игру Эминема, но все это очень относительно. Актер сам вырос в схожих условиях, и сценарий картины во многом пересекается с фактами его личной биографии, поэтому изображать отчаяние, боль и гнев для него нетрудно. За пределы этих эмоций он не выходит и, скорее всего, потому, что вряд ли вытянет роль персонажа, жизнь которого ему не так близка (сомневающиеся могут вспомнить ужасную комедию «Мойка», в которой Эминем «сыграл» психованного работника автомойки). Ким Бэсингер, Меки Файфер и Бриттани Мерфи играют более осмысленно и ярко, и хотя это ничуть не умаляет фактурности образа Кролика, решение продолжить актерскую карьеру в других жанрах может стать для Эминема большой ошибкой.
С другой стороны, все это будет потом – если будет вообще. А сейчас мы имеем увлекательную, правдивую картину о том, как сложно пробиваться наверх, как трудно научиться любить людей, если с самого рождения ты ничего хорошего от них не видел, и вписаться в общество, которое, скорее всего, даже не заметит, если тебя вдруг не станет. И при этом – дань уважения рэпу, которого в фильме так много, что к финалу кажется, будто вот-вот сам начнешь говорить рифмами.
Резюме: Неоригинальное, но профессионально сделанное и интересное кино. «Оскара» Эминему, правда, пророчить не будем.
© Akira